Попадание нефтехимии и нефтепереработки под регулирование ЕС может дополнительно увеличить платежи российских экспортеров на $1,1-3 млрд в 2026 году, $1,4-3,6 млрд в 2027 году, $1,6-4,1 млрд в 2028 году, $1,8-4,7 млрд в 2029 году.
Структура российского экспорта может существенно измениться в связи с ускорением энергоперехода в ЕС и падением спроса на отдельные товарные категории с высоким углеродным следом, сказано в исследовании.
Для России перспективным представляется разработка и внедрение государственного механизма регулирования углеродоемких отраслей, при котором производители будут платить сумму аналогичную выплатам по ТУР в виде углеродного сбора или сертификатов на эмиссию парниковых газов, то «углеродный налог» будет уменьшен на эту сумму, отмечает BCG.
Об «углеродном налоге» ЕС
Еврокомиссия (ЕК) предложила обширный план действий для полной ликвидации углеродных выбросов в ЕС к 2050 году, что потребует полной перестройки экономики Евросоюза. В частности, Еврокомиссия предложила ввести «климатические» таможенные пошлины на импорт в ЕС железа и стали (в том числе труб и рельсов из них), алюминия, цемента, удобрений и электроэнергии.
Согласно плану ЕК, с 2023 году по 2025 году будет действовать переходный период, в ходе которого импортеры должны будут ежеквартально сообщать о фактических выбросах, связанных с ввозимыми в ЕС товарами, и любых платежах за углеродные выбросы за рубежом. Платить таможенные пошлины компании начнут только с 2026 году, когда механизм трансграничного углеродного регулирования окончательно вступит в силу. Для этого импортеры будут покупать соответствующие углеродные сертификаты.
В Минэкономразвития РФ оценили влияние разработанных ЕК мер по трансграничному углеродному регулированию на поставки металлопродукции, цемента и электроэнергии из России в ЕС в $7,6 млрд.