Соцсети и онлайн-кинотеатры планируют обязать подсчитывать свою аудиторию

24

Законопроект, обязывающий социальные сети, аудиовизуальные сервисы (АВС) и новостные агрегаторы подсчитывать свою аудиторию, находится в разработке. Об этом сообщил ТАСС член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

«Законопроект в разработке. Запрос на счетчик в интернете есть в рекламной отрасли. Если на телевидении есть единый измеритель, своего рода валюта для расчетов между медиаплощадками и рекламодателями, то российский интернет-рынок фактически остался без внешнего аудита. Кроме того, документ поможет отслеживать эффективность госсубсидий на производство контента, размещаемого на АВС», — сказал Горелкин. Сейчас интернет-сервисы «не имеют привычки» делиться собственными данными об аудитории и методиками подсчета, отметил он.

По его словам, об эффективности рекламных кампаний отчитываются платформы, на которых она размещается. «А значит, встает вопрос, насколько объективно эти компании сами оценивают свои же работы и услуги для клиентов. В результате страдают сами интернет-площадки, так как деньги оседают у недобросовестных посредников», — указал он. «Государство в этой ситуации должно создать условия прозрачных механизмов рынка интернет-рекламы и разработать понятные критерии для компаний, предоставляющих данные об аудитории», — уверен депутат. В результате действий государства, продолжил Горелкин, рынок получит сведения «не об условных пользователях, а о реальных потребителях с их конкретными характеристиками смотрения в сети».

Парламентарий напомнил, что аналогичный «единый счетчик» существует для аудитории телеканалов, официальным измерителем выступает компания Mediascope. «То же самое предлагается создать для АВС и соцсетей. Законопроект нужен именно для этого, а не для налогового администрирования», — пояснил депутат.

Интересы рекламодателей

Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн в беседе с ТАСС указал на то, что существующие счетчики измерения интернет-аудитории «не дают полной картины о реальных пользователях». «Не все интернет-платформы открывают доступ к своим данным о посещаемости. Отсутствие единого для всех измерителя ведет к потерям в первую очередь со стороны участников рынка интернет-рекламы, так как позволяет площадкам давать показатели по своей аудитории, неверифицируемые независимо», — сказал он.

Депутат также провел аналогию с измерителем аудитории телеканалов. «Это упрощает эффективное планирование рекламных бюджетов и делает прозрачной отчетность, то есть в первую очередь полезно бизнесу, который выступает в роли рекламодателя», — убежден Хинштейн.

Председатель думского комитета обратил внимание на тенденцию смещения медиапотребления в пользу интернет-ресурсов по сравнению с телевещанием. «Еще в 2019 году впервые интернет в России обошел телевидение по суточному охвату аудитории. По данным Mediascope, ежедневно онлайн выходят около 75% жителей крупных городов, а телевизор смотрят 70,4%. При этом до сих пор нет единого общепринятого формата измерения аудитории интернет-ресурсов, что затрудняет измерение эффективности интернет-рекламы», — добавил Хинштейн.

Позиция Роскомнадзора

В Роскомнадзоре считают, что реализация единой системы медиаизмерений позволит соблюсти баланс интересов всех участников рынка и государства. «Роскомнадзор принимает участие в разработке концепции регулирования, направленной на обеспечение наиболее оптимального и прозрачного измерения аудитории российского сегмента интернета», — сказали ТАСС в пресс-службе ведомства.

По словам источника агентства в индустрии, создание нового измерителя для подсчета аудитории соцсетей и аудиовизуальных сервисов не предполагается — планируется расширить полномочия Mediascope.

В 2019 году Роскомнадзор и Медиакоммуникационный союз подготовили законопроект о создании единой системы учета интернет-аудитории и ее обязательном использовании сайтами. Проект документа запрещал размещать рекламу интернет-компаниям, которые откажутся установить счетчик аудитории. Предполагалось, что собирать данные будет одна или несколько уполномоченных организаций, которые выберет Роскомнадзор.

Источник: ТАСС