Расположенный в микрорайоне Климовск Городского округа Подольск Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (входит в Госкорпорацию «Ростех») можно назвать прародителем отечественной подушки безопасности – одного из основных элементов пассивной безопасности автомобиля.
Четверть века назад, в декабре 1994 года, в Государственном реестре изобретений был зарегистрирован патент на изобретение ЦНИИТОЧМАШ «Газонаполняемая защитная подушка пользователей транспортным средством». Работы по подушкам безопасности велись под руководством Юрия Викторовича Филиппова с середины 1980-х годов и подтверждены авторскими свидетельствами.
Сначала речь шла о защитных надувных экранах для задних пассажиров правительственных автомобилей. Экран включал в себя две пневмокамеры, одна из которых, высокого давления, была секционной и связывалась с источником сжатого газа, а другая, низкого давления, сообщена с атмосферой через клапаны одностороннего действия, и располагалась в зоне головы. При поступлении в случае аварии электрического сигнала на вспомогательное устройство газогенератора образовывался газ, который сначала поступал в нижнюю часть камеры высокого давления, с которой взаимодействовали колени пассажира. Далее газ поступал в верхнюю часть камеры высокого давления. Заполняясь газом, камера высокого давления распрямлялась в горизонтальном и вертикальном положениях и, образуя каркас, натягивала перед пассажиром полотнище. При этом воздух из салона автомобиля поступал в камеру низкого давления.
— Задача обезопасить высокопоставленных пассажиров при авариях поступила в институт из Гаража особого назначения в конце 1980 года, после того, как в автокатастрофе погиб кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Первый секретарь ЦК КП Белоруссии Петр Машеров, – рассказал начальник лаборатории отдела ракетно-артиллерийского вооружения Сухопутных войск и Воздушно-десантных войск АО «ЦНИИТОЧМАШ» Сергей Матвейкин. – Работы мы вели совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом. Общий надуваемый объем составлял 120-150 литров. Дошли до экспериментальных образцов. Но в итоге дальнейшую работу над проектом посчитали нецелесообразной. При срабатывании экрана раздавался сильный шум, сам же заполненный газом экран получался достаточно громоздким. А тут прошла информация, что за границей разрабатываются компактные подушки безопасности.
После серии испытаний защитных надувных экранов инженеры ЦНИИТОЧМАШ переключили внимание на менее трудоемкие в плане изготовления и более, как оказалось, перспективные изделия – подушки безопасности для водителя и пассажиров. Заключив договор с Волжским автозаводом, институт провел несколько сотен испытаний разрабатываемого образца – причем не только на «Жигулях», но и на «Волгах», ЗИЛах.
В результате подушка безопасности дошла до этапа постановки на производство. В «боевое» состояние она приводилась за доли секунды. При столкновении автомобиля с препятствием сигнал от электронных датчиков подавался на электронный блок, дававший команду на срабатывание пиротехнического генератора, также разработанного в ЦНИИТОЧМАШ. Тот, в свою очередь, наполнял подушку газом, который был намного чище зарубежных аналогов.
Кроме подушки безопасности, в институте были разработаны и испытаны устройства аварийного натяжения ремней безопасности. Команду на срабатывание натяжителя ремня давал все тот же электронный блок.
Оснастить отечественный автопром созданными в ЦНИИТОЧМАШ подушками безопасности помешала перестройка, во время которой начались проблемы с финансированием.
Пресс-служба администрации Городского округа Подольск