К 150-летию со дня рождения Ленина

279

Подольск – город исторических традиций, которые развиваются и приумножаются многими поколениями. История нашего округа самым непосредственным образом связана с жизнью и деятельностью Владимира Ильича Ленина.

Пребывание В.И. Ленина в Подольске

В 1898 – 1901 гг. в Подольске жили мать Владимира Ильича Мария Александровна, сестра Анна Ильинична, ее муж Марк Тимофеевич Елизаров, сестра Мария Ильинична и брат Дмитрий Ильич, студент пятого курса медицинского факультета Московского университета (он был освобожден из Таганской тюрьмы, куда попал за революционную деятельность).

Ульяновы, живя в Подольске, приняли на себя огромную долю организационной работы по установлению связей с деятелями социал-демократии внутри страны и за границей. Через семью Ленину доставлялась необходимая литература, оказывалось содействие в издательских делах. В Подольск пересылались многие работы Владимира Ильича, в частности, рукопись книги «Развитие капитализма в России». Здесь книга готовилась к изданию.

В феврале 1900 года после окончания сибирской ссылки Ленин всерьез задумался о создании общерусской политической газеты, вокруг которой, по замыслу вождя, должны были сплотиться партийные кадры. Революционная газета могла издаваться только за границей, и многое зависело от того, где удастся Владимиру Ильичу поселиться до отъезда, чтобы провести подготовительную работу к ее изданию.

До отъезда в середине лета за границу В.И. Ленин использовал все возможности для налаживания связей с социал-демократическими группами и создания в России сети корреспондентов и распространителей газеты.

Готовясь к отъезду, Ленин ходатайствовал о разрешении заехать в Подольск для свидания с матерью. 10 мая такое разрешение было получено.

Незадолго до приезда Владимира Ильича из ссылки Ульяновы сняли у учительницы Кедровой небольшой дом на окраине города на берегу Пахры и переехали туда ранней весной. С большим нетерпением ждали родные приезда Владимира Ильича.

В.И. Ленин приезжал сюда дважды. В первый приезд, в июне, он встретился с местными социал-демократами. Говорили об издании и распространении «Искры». Ленин жил в Подольске неделю. Вся семья Ульяновых собралась, наконец, вместе. Этот редкий случай потом уже не повторялся.

После поездки в Уфу, где отбывала ссылку Н.К. Крупская, Ленин 10 (23) июля возвращается в Подольск. А 13 числа отъезжает за границу. Начался длительный период его эмиграции. В декабре того же года выходит первый номер «Искры».

Таким образом, Подольск стал связующим звеном в многогранной деятельности В.И. Ленина. С именем Ленина и его семьи связано начало революционного движения в Подольском уезде.

В.И. Ленин и становление крупных предприятий Подольска 

Год 1917-й стал переломным в истории завода швейных машин. Учитывая бедственное состояние предприятия, оказавшегося на грани банкротства, правление акционерного общества компании «Зингер» уведомило Временное правительство, которому завод был передан в аренду, о том, что с 23 сентября закрывает свой завод в Подольске и все рабочие и служащие в числе около 3700 человек получат окончательный расчет.

21 августа состоялось заседание заводского комитета, на котором решено было послать в Москву и Петроград комиссию во главе с Н.Г. Чижовым. Комиссия сразу же приступила к действиям. Участники совещания фракции большевиков ВЦИК в Смольном выразили готовность добиваться от Временного правительства недопущения секвестра завода. Во время следующей поездки в столицу Н.Г. Чижов возвратился с приказом №56, гласившим: «…По приказанию председателя Особого совещания по обороне государства после 23 сентября работа на заводе будет продолжаться, причем все рабочие и служащие получат расчет от компании «Зингер» по 23 сентября включительно… Ввиду того, что работа продолжается без перерыва, следующая уплата заработка будет произведена нормально — 30 сентября…»

Однако на исходе 1917 года копания «Зингер» прекратила производство швейных машин. Вновь встал вопрос о закрытии завода.

Исполком Подольского Совета рабочих и солдатских депутатов направил в Петроград для выяснения вопросов, связанных с дальнейшей работой предприятия, члена исполкома, рабочего дерево-полировочного цеха большевика Андрея Максимовича Широкова.

В те напряженные дни с приезжими в Смольном проводились частые совещания, где люди с мест рассказывали о работе Советов, о строительстве новой жизни, о положении на предприятиях и в деревнях. На одном из таких совещаний 4 января 1918 года А.М. Широкову было предоставлено слово. Он рассказал о положении в Подольске, отдельные факты подтвердил материалами из местной газеты.

8 января рабочего из Подольска принял А.Я. Свердлов, который помог организовать ему встречу с Лениным. Владимир Ильич, вспомнив свое пребывание в Подольске в 1900 году, одобрил действия Подольского исполкома и дал распоряжение в Москву не допустить закрытия завода и обеспечить его заказами. Завод, несмотря на саботаж администрации, продолжал работать.

10 июня 1918 г. Малый Совнарком постановил: «Отпустить ВСНХ для отдела металла ссуду из средств Государственного казначейства 3 100 000 руб. для арендуемого правительством завода компании «Зингер» сроком на три месяца». Постановление подписал В.И. Ленин.

30 ноября 1918 года газета «Экономическая жизнь» опубликовала сообщение президиума Высшего Совета народного хозяйства: постановлением советского правительства завод швейных машин компании «Зингер» национализирован.

Дальнейшее свое существование значительно сократившийся коллектив поддерживал за счет выпуска магнето, столовых весов, веретен, а также продукции ширпотреба. Кроме того, завод производил обточку осей вагонных скатов.

В 1921 году на предприятие пришла телеграмма от В.И. Ленина с правительственным заданием изготовить для нужд Каширской электростанции бункерные решетки, чугунное литье для котлов. Однако для выполнения задания на заводе недоставало угля. В.И. Ленин 8 августа 1921 г. направил Главтопу телефонограмму: «Предлагаю в течение 3 дней предоставить в распоряжение Подольского завода 1000 пудов литейного кокса для выполнения заказов Каширстроя. Исполнение донести». Воодушевленные литейщики выполнили заказ в срок.

В октябре 1923 г. механический завод был передан тресту «Госшвеймашина», после чего его мастерские были расконсервированы. Сюда возвращались рабочие, специалисты. Число работающих на заводе выросло с 1300 до 5271 человек, объем валовой продукции увеличился в 13 раз, выпуск швейных машин к 1928 году достиг 275,3 тыс. ед. Если в 1914 г. при сборке головок швейных машин на заводе использовалась 121 импортная деталь, в 1926-1927 гг. — 64, то к началу первой пятилетки головки собирались полностью из деталей собственного производства.

В связи с тем, что степень зависимости от иностранного рынка в поставках швейных машин промышленного или фабрично-заводского типа была весьма велика, Совет съездов госпромышленности и торговли обратился в феврале 1929 года с письмом в Президиум ВСНХ СССР, обосновывая необходимость организовать отечественное производство этих машин и запчастей к ним, в первую очередь портняжных и для работы по коже. Так было положено начало становления отечественного производства проммашин.

Подольский патронный

В 1918 г. во время Гражданской войны для советской республики возникла реальная угроза потери промышленного потенциала Петрограда. Было принято решение об эвакуации важнейших промышленных предприятий. 7 сентября 1918 г. начальник Главного артиллерийского управления вышел с предложением в ЧК о размещении Петроградского патронного завода в Подольске на территории «Зингера».

5 декабря 1918 г. состоялось заседание специальной комиссии Совета труда и обороны по Подольскому патронному заводу под председательством В.И. Ленина. Решения комиссии имели силу постановлений Совета труда и обороны.

Патронный завод разместили на правах аренды в шестиэтажном корпусе. С северной стороны выросли две одноэтажные пристройки, в которых расположилась термическая мастерская, с западной — в прессовой одноэтажной пристройке — оборудовали литейную, для ремонтных нужд. Завод вплоть до его эвакуации в 1941 г. занимал этот корпус и платил за аренду.

Тогда же на площадях бывшего «Зингера» появился и еще один «квартирант» — оптический завод, эвакуированный из Риги. Он находился на четвертом этаже деревоотделочного корпуса.

В 1919 г. началось производство гильз и патронов. На 15 марта 1919 г. количество рабочих патронного предприятия составляло 116 человек, к 1921 г. их число возросло до 3000 человек. В марте 1921-го было выпущено 2 млн патронов, на то время это была максимальная производительность. Всего за год было выпущено более 16 млн патронов с превышением программы выпуска на 6,5%.

Снарядный и оптический заводы Подольска сыграли важную роль в обороне республики. За их работой постоянно следило правительство. Постановлением от 5 декабря 1918 г. на патронном заводе в целях увеличения производства была введена премиальная система оплаты труда, рабочие освобождались от призыва в армию.

13 мая 1919 г. Совет Обороны, заслушав доклад В.И. Ленина «О патронах», принял экстренные меры по улучшению продовольственного положения рабочих подольских заводов, поручив «обеспечить безусловное и фактическое получение всеми подольскими рабочими классового пайка в размере московского». Через две недели Совет Обороны поручил Военному ведомству «милитаризовать подольский завод», а когда завод стал испытывать нехватку квалифицированных рабочих, было принято постановление о немедленной доставке сюда необходимого числа рабочих.

В связи с изменением положения на фронте и начавшейся эвакуацией из Луганска, правительство к началу лета усилило помощь Подольску, и это не замедлило сказаться на деле. Стали поступать эшелоны со станками, инструментом, стекались и люди, так необходимые заводу. 4 июля 1919 года стало знаменательным днем. Завершился первый и потому самый сложный этап в жизни коллектива. Завод начал действовать, и уже к концу года здесь было изготовлено семь миллионов гильз для патронов к трехлинейным винтовкам.

В мае 1920 г. Совет Труда и Обороны обязал Главтоп обеспечить завод и создать на нем трехмесячный запас нефтетоплива.

Это были первые шаги к становлению будущего Подольского электромеханического завода.

Рожденный Октябрем

Важным событием для города стало строительство паровозоремонтного завода, для этого были выделены государственные средства на достройку цехов меднопрокатного и кабельного заводов.

1918 год был для молодой Республики Советов особенно тяжелым. В условиях военной интервенции и гражданской войны в стране нарастала хозяйственная разруха. В промышленных городах центра страны остро ощущались нехватка хлеба и дефицит в подвижном составе железнодорожного транспорта.

Число исправных паровозов неуклонно уменьшалось. В связи с резким сокращением их ремонта в железнодорожных мастерских в первой половине года создалось на транспорте безвыходное положение. И тогда стали искать подходящий завод вблизи Москвы, чтобы за короткое время приспособить его для ремонта паровозов.

Московский районный экономический комитет остановился на возможности использовать для данных целей кабельный завод Т-ва В. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамшин, строительство которого было начато в 1915 г. Недострой располагался в полутора верстах от ст. «Подольск». 2 апреля 1918 г. соответствующее постановление было принято.

По направлению народного комиссариата путей сообщения (НКДС) на стройку прибыли ведущие специалисты-паровозники. К ноябрю были изготовлены первые чертежи для литья и поковок, спецификации инструментов и приспособлений, необходимые для начала работы в цехах. К этому времени были запроектированы основные цехи и отведены площадки под склады депо и вспомогательные участки. В декабре появились первые группы рабочих металлистов.

23 сентября 1918 г. на заседании Совнаркома, на котором присутствовал В.И. Ленин, было принято постановление о выделении ВСНХ (Всероссийским Советом Народного Хозяйства) свыше 13 млн. руб. на достройку цехов меднопрокатного и кабельного заводов.

Несколько позже, 19 ноября 1918 г., президиум ВСНХ постановил: объявить все дела, капиталы предприятия и пр. имущество секвестрованных заводов К-Зингер и T-вa Алексеев, Вишняков и Шамшин в г. Подольске, в чем бы они не заключались и где бы они не находились, собственностью РСФСР. Тем же постановлением строящийся Паровозоремонтный завод был объединен в одно управление с механическим заводом (бывший «Зингер»).

Внимательно следивший за строительством завода В.И. Ленин 29 апреля 1919 года председательствует на заседании Совета Рабоче-крестьянской Обороны, где лично правит и подписывает проект постановления об объявлении Подольского паровозоремонтного завода предприятием исключительной государственной важности. Официально постановление вышло 3 мая 1919 г. за подписями Председателя Совета Обороны В.И. Ленина и секретаря М. Гляссера.

Согласно этому постановлению все рабочие завода и построек объявлялись состоящими на военной службе и освобождались от призыва в ряды Красной Армии. Перевод рабочих на другие предприятия допускался лишь с разрешения правления завода по соглашению с Народным комиссаром по военным делам. В исключительных случаях разрешалось при содействии военного комиссариата прибегать к мобилизации местного населения для платных работ. Всем продорганам предлагалось оказывать всяческое содействие в снабжении завода продовольствием и фуражом. Запасы и заготовленное для нужд завода топливо не подлежали ни конфискации, ни реквизиции. Грузы, предназначенные для завода, перевозились под литерой «А».

4 июня 1919 г. Подольский уездный военком И.П. Карпов отдает приказ за №155, который во исполнение Постановления Совета труда и обороны (СТО) от 3 мая 1919 г. обязывает произвести мобилизацию от каждой волости уезда для работ на Паровозоремонтном заводе по 50 подвод с человеком и, кроме того, еще 100 человек к означенным за соответствующую плату. Если учесть, что в уезде было 11 волостей, то это была огромная помощь.

Несмотря на трудности, лишения, голод (рабочие получали всего 150 гр. хлеба при входе на завод), 2 сентября 1919 г. был отремонтирован первый паровоз серии «Щ-61». Это была первая трудовая победа. Еще большей была радость рабочих, когда они узнали, что по ходатайству завкома профсоюзов и дирекции завода им разрешена маршрутная поездка за хлебом в Вятскую губернию.

Осенью в Советском театре (кинотеатр «Художественный») состоялся митинг городской молодежи, на котором с докладом о задачах Российского Коммунистического Союза Молодежи выступил представитель МК РКСМ. После доклада производилась запись желающих вступить в комсомол. Записалось 100 человек. Впоследствии половина из них ушла на Гражданскую войну, а оставшаяся часть принимала активное участие в строительстве завода «Пароремонт».

Осенью 1919 г. в срочном порядке по приказу Реввоенсовета Республики был создан Московский сектор обороны, в который вошла и Московская губерния. В октябре в Подольске был создан Ревком, часть добровольцев ушла на фронт, защищать завоевания Великого Октября. Оставшиеся на заводе рабочие продолжали работу и ознаменовали 1919 год выпуском из капитального ремонта пяти паровозов.

26 мая 1920 года Совет Труда и Обороны под председательством В.И. Ленина постановил: признать сооружение Подольского паровозоремонтного завода работами военно-срочного значения; поручить ВСНХ принять срочные меры к развитию указанных работ и ведению их самыми энергичными темпами; предложить НКПС, ВСНХ, Наркомтруду и всем Главкам и центрам Республики по принадлежности озаботиться своевременным и аккуратным снабжением означенных построек всем необходимым, а также оказанием самого энергичного содействия, как учреждения, выполняющего работы военно-срочного государственного значения.

1 июня 1920 г. Совет Труда и Обороны принимает новое постановление о включении подольских патронного, паровозоремонтного и оптического заводов, на которых было занято 9222 рабочих, в число 40 предприятий респyблики, переводимых на коллективное снабжение.

К концу 1920 г. коллектив завода закончил строительство главного корпуса, паровозного депо и котельной, а также оборудование паровозосборочного, механического, инструментального, монтажного, трубного и котельного цехов.

С 1 октября 1923 г. завод «Пароремонт» отошел в ведение треста Государственного объединения металлических заводов — «Гомза».

1923-1924 производственный год был для завода наиболее трудным. Программа была сильно урезана, к тому же была получена с большим опозданием. Во второй половине года пришлось работать с излишним штатом, что привело к удорожанию продукции. Возникла необходимость сократить 400 человек. Но рабочие проявили солидарность, решив простоять без оплаты полтора месяца и еще две недели использовать как очередной отпуск. И все же 190 человек пришлось сократить. Число работающих на заводе было доведено до 1150 человек, в то время как на 1 января 1924 г. их насчитывалось 1396.

Несмотря на трудности становления, коллектив завода с поставленной задачей справился — отремонтировал 258 паровозов.

С 1 октября 1924 г. постановлением Совета Труда и Обороны при СНК СССР завод был передан в ведение НКПС и прикреплен к Московско-Курской железной дороге, где перед ним были поставлены новые задачи.

Так началось развитие будущего машиностроительного завода имени Орджоникидзе – флагмана атомной энергетики страны.

Дом-музей В.И. Ленина в Подольске

Инициатива создания Дома-музея В.И. Ленина в Подольске принадлежала старым большевикам, живущим и работающим в нашем городе. В январе 1934 г. в десятую годовщину кончины Владимира Ильича на траурном собрании партийных, советских и профессиональных организаций было вынесено решение о реставрации бывшего дома Кедровой — № 34 по Большой Московской улице, в котором в 1900 г. жила семья Ульяновых и куда приезжал В.И. Ленин.

В 1936 г. ЦК ВКП/б/ принимает решение об открытии Дома-музея В.И. Ленина в Подольске. 4 июля 1936 г. по просьбе горкома партии и горсовета в Подольск приезжала М.И. Ульянова, чтобы помочь своими рекомендациями реставрировать исторический дом.

7 ноября 1937 г, в день двадцатой годовщины Октябрьской революции, музей был открыт для посетителей. Первым директором музея стал большевик Н.Н. Моисеев, в прошлом рабочий-металлист, участник революции 1905 г., воевавший на фронтах Первой мировой войны. Во время Октябрьской революции он познакомился с Лениным.

В 1939 г. городские власти приняли решение о передаче музею соседнего дома для размещения экспозиции и даже установили срок переселения жильцов, но решение осталось невыполненным из начавшейся Великой Отечественной войны. Вновь вопрос о преобразовании Дома-музея в сторону большей мемориальности встал уже в послевоенные годы.

К 1955 г. в Доме-музее был проведен капитальный ремонт. С 1970 года развитие музейного комплекса, сложившегося вокруг Дома-музея В.И. Ленина, целиком и полностью является заслугой директора музея Ирины Алексеевны Романкевич — Заслуженного работника культуры Российской Федерации, Заслуженного работника культуры Московской области, Почетного гражданина города Подольска. В 1970 году ее усилиями были созданы мемориальный комплекс и охранная зона музея.

В начале 90-х годов, когда музейное дело в стране оказалось на грани выживания, благодаря администрации города Подольска под руководством Александра Васильевича Никулина в базе музея В.И. Ленина был образован Историко-мемориальный музей-заповедник «Подолье». Территория заповедника, занимаемая 13,1 га, получила статус особого режима землепользования регионального значения.

Сегодня музей-заповедник «Подолье» сохраняет фрагменты исторической среды бывшего села Подол, часть исторической застройки Подольска и ценные памятники археологии в исторической части города. Охранная зона охватывает значительную и наиболее целостно сохранившуюся часть Подольска в границах XIX века.

В состав историко-мемориального комплекса «Подолье» помимо Дома-музея В.И. Ленина входит музей исторических традиций с экспозицией, раскрывающей тему преемственности поколений. В обширном материале, включающем фотографии, документы, воспоминания, письма, награды пионеров и комсомольцев разных поколений, нашли отражение основные вехи истории послереволюционного Подольска, преобразования, в которых самое деятельное участие принимала молодежь города.

В восстановленном Доме купца Морозова развернуты экспозиции, отражающие историю мещанско-купеческого быта конца XIX-начала XX вв.

Все поступающие материалы вводятся в научный оборот, что делает их доступными для работы исследователей. В читальном зале музея можно познакомиться с документами и материалами, отражающими разработку нового для музея направления — изучения села Подол и его обитателей,

Важной задачей музея наряду с совершенствованием экспозиции является поиск новых перспективных форм работы с посетителями. Традицией стало проведение встреч поколений «О времени и о себе», Проводятся встречи с краеведами, викторины для дошкольников и младших школьников, праздники «Возрождая традиции прошлого» с привлечением фольклорных групп и творческих коллективов.

По итогам прошедших десятилетий можно сделать вывод, что мемориальный музей-заповедник не потерял своего посетителя, оставил за собой роль важного культурного центра.

Музей-заповедник «Горки Ленинские»

ИММЗ «Подолье» традиционно поддерживает связи с мемориальным музеем-заповедником «Горки Ленинские». Оба музея исторически связаны — когда-то усадьба Горки принадлежала Подольскому уезду.

В.И. Ленин стал бывать в Горках осенью 1918 года, после совершённого на него покушения. Обычно он приезжал сюда в нерабочие дни (например, в отпуск), с зимы 1921—1922 годов стал проводить здесь основную часть времени. С 15 мая 1923 года тяжело больной председатель Совнаркома СССР жил в Горках постоянно, здесь же он и скончался. После смерти Ленина усадьбу занимала до 1949 года семья его брата Дмитрия Ильича.

Сохранение Горок как историко-мемориального объекта началось сразу после кончины В.И. Ленина. Идею о создании в Горках музея поддержал нарком просвещения А.В. Луначарский. Особую заботу о сохранении Горок проявили члены семьи Ульяновых. Н.К. Крупская, М.И. Ульянова, А.И. Ульянова-Елизарова, Д.И. Ульянов заботились о том, чтобы в Горках всё сохранилось так, как было при жизни Владимира Ильича.

6 февраля 1949 г., к 25-й годовщине со дня смерти В.И. Ленина, Дом-музей В.И. Ленина в Горках открыли для массового посещения и приема первых экскурсантов. В первый год музей посетило 58.322 человека.

Горки всегда были особенным памятником нашей страны. В 1972 г. Совет Министров РСФСР принял Постановление «О создании Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» и его охранной зоны». Строительство заповедника длилось 15 лет. В работе по его созданию приняли участие около 100 проектных, художественно-исполнительских, реставрационных, научно-исследовательских, промышленных, строительных предприятий, сотрудники Центрального музея В.И. Ленина и Дома-музея В.И. Ленина в Горках, советские и зарубежные специалисты.

В начале 80-х гг. было принято решение о выводе документальной экспозиции из мемориальных залов усадьбы, а для размещения документального материала — построить специальное экспозиционное здание. Его строительство было завершено и открыто к 70-летию Октябрьской социалистической революции. Здание построили по проекту Заслуженного архитектора РСФСР Л.Н. Павлова.

С 1987 г. ГИЗ «Горки Ленинские» стал самостоятельным учреждением и утратил статус филиала Центрального музея В.И. Ленина. В конце 1980-х – начале 1990-х годов Государственный исторический заповедник «Горки Ленинские» заметно выделялся среди ленинских музеев. В год его посещало от 400 до 600 тыс. человек. Пик посещаемости относится на 1988 г. – число экскурсантов достигло 700 тыс.

События августа 1991 г., смена политического и экономического курса в стране во многом изменили положение Ленинского заповедника. Распоряжением Совета Министров от 18 сентября 1991 г. за № 1030 ГИЗ «Горки Ленинские» передается в ведение Министерства культуры России. 20 февраля 1995 г. указом Президента Российской Федерации за № 176 Исторический заповедник «Горки Ленинские» причислен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения.

В настоящее время научно-документальные и мемориальные экспозиции Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» продолжают принимать посетителей. К их услугам открыты: Научно-культурный центр «Музей В.И. Ленина», Музей-усадьба «Горки», постоянная экспозиция из коллекции Музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле», Музей крестьянского быта. Ежедневный труд коллектива музея-заповедника посвящен единственной и благородной цели – сохранению для будущих поколений уникального памятника мировой культуры – Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские».

Памятник Ленину в Подольске

Вот уже более шести десятилетий центральная площадь Подольска носит имя В.И. Ленина. В 1958 году здесь был установлен бронзовый памятник вождю мирового пролетариата, основателю первого в мире социалистического государства.

К масштабному по тем временам мероприятию готовились заранее. Предшествовало ему торжество по случаю закладки памятного камня, которое состоялось 2 июля. На мраморном камне золотом были высечены слова: «Здесь будет сооружен памятник В.И. Ленину»…

29 октября на площади и прилегающих к ней проспектах и улицах собрались десятки тысяч представителей заводов и фабрик, колхозов, совхозов, учебных заведений и общественных организаций. Здесь же присутствовали старые большевики, активные участники октябрьских событий в Подольске, члены уездного революционного комитета, активные работники партийных и советских организаций Подольского уезда 1917-1929 годов.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину был установлен на центральной площади – Стрелке и композиционно замкнул главную магистраль – проспект имени Ленина. Памятник представляет собой пятиметровую скульптуру В.И. Ленина, выполненную в бронзе. Автор скульптуры – действительный член Академии художеств Заир Исаакович Азгур. Отливку скульптуры произвел Мытищинский завод художественного литья. Скульптура была установлена на шестиметровом постаменте, собранном из полированных гранитных блоков.

В составе авторского коллектива установку памятника проектировал Леонид Петрович Земсков — в 1957-1978 гг. главный архитектор города Подольска.

Л.П. Земсков внес весомый вклад в благоустройство и оформление города. Помимо памятника В.И. Ленину спроектировал ряд других объектов: бюст В. Талалихина в городском парке, памятник подольчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, на площади 50-летия Октября (ныне площадь Славы). Является автором монумента Подольским курсантам. Принимал активное участие в разработке мероприятий по реализации генерального плана города. Выполнил, как автор проекта, большой объем работ по детальной планировке центральной части города, Межшоссейного и Юго-Западного районов, в соответствии с которой построено 40 тысяч квартир.

За многолетнюю плодотворную деятельность в должности главного архитектора города в 1995 году Л.П. Земскову присвоено звание «Почётный гражданин города Подольска».

Памятник В.И. Ленину на центральной площади Подольска стал достоянием истории, внесен в списки объектов федерального культурного наследия. Название площади с тех пор не менялось; в памятные дни у монумента по-прежнему алеют гвоздики. Традиции продолжаются…

Памятник В.И. Ленину на площади перед Домом культуры «Машиностроитель» в Климовске также является ценным культурно-историческим объектом Городского округа Подольск.

Автор — скульптор Николай Васильевич Томский, народный художник РСФСР, президент Академии художеств СССР (памятник — его личный дар Климовску в честь 50-летия Советской власти).

Работа выполнена по заказу Климовского машиностроительного завода, средства на проектирование площади и установку памятника выделены по решению исполкома горсовета из премиального фонда, который Климовск получил за первое место в РСФСР среди городов с населением до 50 тысяч человек в соревновании по благоустройству и озеленению.

Памятник открыт 19 мая 1967 г., его установкой была завершена композиция площади.

3 ноября того же года принято решение о переименовании улицы Центральной (от Сергеевского переезда до школы №3) в улицу Ленина и названии площади перед Домом культуры «Машиностроитель» именем Ленина.

Сохранены памятники В.И. Ленину на территориях ИММЗ «Подолье», Подольской городской клинической больницы, перед предприятием «Подольсккабель». В памятные даты к их подножию возлагаются живые цветы. И эта традиция неизменна.

В названиях улиц — наша история

Одна из главных улиц Подольска — проспект Ленина, граничащий с проспектом Юных Ленинцев и Большой Серпуховской улицей, частью которой он являлся до конца 50-х гг.

Продолжением проспекта Ленина на варшавском направлении стала улица Кирова, названная в честь Сергея Мироновича Кирова — известного революционера, соратника В.И. Ленина и И.В. Сталина, советского государственного и политического деятеля.

В первые годы после победы Октября Совет рабочих и солдатских депутатов увековечил память борцов за революционные преобразования, присвоив их имена городским улицам. Бывшая Набережная ул. была переименована в ул. Федорова, Николаевская — в ул. Чижова, Бронницкая – в Революционный проспект, Думная — в Февральскую, Дворянская – в Советскую.

Улица Чижова названа в честь известного подольского революционера Николая Георгиевича Чижова. В марте 1917 г. его избрали начальником милиции, затем – председателем Центрального бюро профсоюзов. В мае он стал председателем исполкома Подольского городского Совета, вошел в состав редакционной комиссии газеты «Известия Подольского Совета рабочих и солдатских депутатов» — предшественницы «Подольского рабочего».

Именами деятелей международного рабочего движения названы улицы Клары Цеткин, Розы Люксембург, Клемента Готвальда.

Гражданская война в России в 1918-1920 гг. отражена в названии улицы Чапаева. В годы Первой мировой войны Василий Иванович был награжден Георгиевской медалью и солдатскими Георгиевскими крестами трёх степеней. Легендарный народный герой Гражданской войны. Фамилия семьи Чапаевых вернулась в Подольск с именем сына Василия Ивановича, героя Великой Отечественной войны Александра Чапаева, который служил командиром 7-й батареи Подольского артиллерийского училища.

Улица Щорса. Названа в честь героя гражданской войны Николая Александровича Щорса. Он руководил на Украине Богунским полком при освобождении Чернигова от Петлюры. 4 марта 1919 года был назначен командиром 1-й Украинской советской дивизии. 30 августа 1919 г. Щорс погиб в бою в районе Коростеня.

Улица Фурманова. В начале 1919 г. Дмитрий Андреевич по приказ Фрунзе был назначен комиссаром 25-й чапаевской дивизии. Он был не только воином, но и писателем. В 1922 г. вышла из печати его книга «Красный десант», в 1923 г. — повесть «Чапаев». Роман «Мятеж» посвящен восстанию в гарнизоне города Верный.

В 1930 г. в Подольске был открыт Дом культуры механического завода, который и сегодня носит имя известного революционера рабочего-литейщика И.И. Лепсе. В 2018 г. Иван Иванович был секретарем Петроградского Союза металлистов, участвовал в обороне Петрограда, в 1920 году его назначили комиссаром 10-й и 11-й дивизий 7-й армии. После гражданской войны Лепсе немало сделал на посту председателя центрального комитета Всероссийского Союза металлистов для организации работы Подольского завода швейных машин.

В 1959 г. был построен Дом культуры, которому было присвоено имя основоположника марксизма, идеолога социализма Карла Маркса. Его имя также носит улица в Подольске. В день рождения Карла Маркса, 5 мая 1912 г., вышел первый номер газеты «Правда», ставшей впоследствии ежедневным центральным органом КПСС.

Здание вокзала. Построено в 1889 г. взамен деревянного. Существует и поныне. На здании вокзала – мемориальная доска, свидетельствующая о том, что в 1900 г. в город приезжал В.И. Ленин. В 1919 г. на станции Подольск останавливался поезд члена Реввоенсовета республики Южного фронта Иосифа Сталина, который направлялся в Серпухов в штаб Главного командования фронта. В здании вокзала И.В. Сталин встречался с членами Подольского уездного революционного комитета.

От средней школы №3 берет свое начало улица Дзержинского. В свое время Феликс Эдмундович, соратник Ленина, сыграл важную роль в жизни страны. Он был руководителем Всероссийской чрезвычайной комиссии, народным комиссаром внутренних дел, возглавлял комиссию по улучшению жизни детей при Всероссийском центральном исполнительном комитете. В феврале 1924 г. Дзержинского утвердили председателем ОГПУ.

Улица Караваева. Сергей Семенович Караваев родился в деревне Филино недалеко от Вороново. Немало сделал для подольских крестьян. Объединил кустарей Воронова, Бабенок, Голохвастова. В 1915 г. принял участие в строительстве двухэтажного здания для Народного дома. В январе 1919 г. С.С. Караваева избрали секретарем Подольского уездного комитета РКП (б).

В честь 40-летия Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина решением подольского горисполкома две улицы города названы именами героев пионеров Павлика Морозова и Володи Дубинина. В Подольске появились также проспект Юных Ленинцев, улицы 40-летия Пионерии, Спутников семилетки, Пионерская; одна из улиц названа в честь известного советского детского писателя А.П. Гайдара.

Улица Свердлова. Яков Михайлович Свердлов был первым председателем Всероссийского исполнительного комитета, имел отношение к истории Подольского механического завода. После установления Советской власти администрация предприятия решила закрыть завод и тем самым оставить без работы несколько тысяч человек. Рабочие отправили в Петроград члена Подольского исполкома Андрея Максимовича Широкова. Свердлов организовал ему встречу с Лениным. Владимир Ильич распорядился не только не закрыть завод, а отдать распоряжение в Москву, чтобы обеспечить предприятие заказами.

Улица Калинина. Подольчане познакомились с Михаилом Ивановичем Калининым 5 октября 1928 г., когда он приехал к рабочим механического завода. В литейном цехе собралось около семи тысяч человек, чтобы послушать его выступление. В декабре 1941 г. Михаил Иванович вручал боевую награду подольчанке Полине Шуйской, санитарке 186-го запасного стрелкового полка. В боях за Малоярославец она сражалась в рядах 17-й стрелковой дивизии. Вынесла с поля боя 76 раненых. В 1946 году на территории механического завода перед заводоуправлением открыт памятник М.И. Калинину.

Улица Ульяновых. Названа в честь семьи В.И. Ленина. В 1898 г. Ульяновы — мать Мария Александровна, сестры Мария Ильинична, Анна Ильинична переехали из Москвы в Подольск и поселились в парке на даче Перевязкиных (ныне Мраморная улица). В сентябре того же года к ним приехал брат Дмитрий Ильич, студент пятого курса медицинского факультета Московского университета. Он был освобожден из Таганской тюрьмы, куда попал за революционную деятельность.

На полтора километра протянулась Комсомольская улица, названная так к 15-летию Ленинского комсомола. Раньше она называлась Александровской. Сегодня это одна из главных транспортных магистралей города. Комсомольская улица помнит встречу подольских комсомольцев с делегацией линкора «Марат», над которым шефствовал Подольск. В 1923 г. в республике прошла неделя Красного Флота. Правительство обратилось к рабочим, крестьянам, интеллигенции с призывом поддержать Балтийский и Черноморский флоты. На этот призыв откликнулись и подольчане. Они взяли шефство над линкором «Марат». Из Подольска на Балтику выехала делегация во главе с председателем уездного комитета РКП(б) Г.В. Вороновым. Она привезла на «Марат» топливо, мясо, муку, спички. С тех пор связь подольчан и экипажа корабля не прерывалась. «Марат» оставил героическую страницу в истории блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Улица Орджоникидзе. Названа в честь российского революционера, одного из крупнейших руководителей ВКП(б) и Советского государства, первого наркома тяжелого машиностроения Григория Константиновича Орджоникидзе. Имя Серго Орджоникидзе в 1936 г. присвоено Подольскому машиностроительному заводу.

В честь русского писателя, публициста, философа, революционера А.И. Герцена названа улица Герцена. Имя известного деятеля российского революционного движения В. Володарского увековечено в названии улицы Володарского.

Примечательно, что в Подольске сохранились исторические названия многих улиц. Ни одна их них, несмотря на политические перипетии, не была переименована.

Материал подготовлен на основе исторических документов и музейных архивов