Бонус нужно ещё заслужить!

155

В апреле вступил в силу новый порядок присвоения коэффициента за безаварийную езду, применяемого при расчёте стоимости полиса ОСАГО. По оценке Российского союза автостраховщиков (РСА), полисы теперь будут обходиться дороже лишь для 20% автовладельцев. Кто попадёт в их число?

Что такое КБМ

Коэффициент за безаварийную езду имеет официальное название — «Коэффициент бонус-малус» (КБМ) и рассчитывается по таблице из закона об ОСАГО, которая не менялась уже полтора десятка лет.

Впервые оформив ОСАГО, водители начинают с коэффициента 1. Для тех, кто не совершает ни единой аварии, КБМ падает на 0,05 в год, пока не достигнет 0,5. Иными словами, для тех, по чьей вине вообще не было ДТП, начиная с одиннадцатого года езды полис стоит ровно вдвое дешевле, чем для новичков.

При авариях КБМ меняется в обратную сторону, и гораздо быстрее. Например, после единственного ДТП с 0,5 он сразу увеличивается до 0,8: полис в этом случае подорожает в 1,6 раза!

Но круче всего достаётся неосторожным новичкам: за одно ДТП коэффициент  увеличивают с 1 до 1,55, а если их было два и более в течение года
— до 2,45!

Для ясности перейдём от КБМ к рублям.

— Допустим, новичок на скромной иномарке оформляет ОСАГО за 12 тысяч рублей, — разъясняет аварийный комиссар Андрей Поляков. — Аккуратный водитель в той же компании получает полис на такую же машину за 6 тысяч, а лихач — за 30 тысяч!

Теперь понятно, почему вокруг порядка присвоения КБМ было столько разногласий между страховщиками и автомобилистами!

Что изменилось?

Прежде у одного водителя могло быть одновременно несколько КБМ. При покупке другой машины или при смене страховой компании все страховщики действовали по-разному. Бывало, по одному автомобилю КБМ уже опускался до 0,5, а по другому, купленному несколькими годами позже, только до 0,8. При переходе в другую страховую компанию иногда не удавалось найти сведения о КБМ, так как не все компании подавали их в базу, и страховщики предлагали снова начать с единицы. К
слову, недобросовестному страховщику было выгодно «не найти» ваш низкий
КБМ либо из нескольких найденных в базе применить самый большой, чтобы оформить полис подороже.

Наоборот, лихачи, попав в очередную аварию, приходили в другую компанию или  меняли машину и тоже снова начинали с единицы. Получалось, что прорехи в системе
уравнивали тех, кто проездил без аварий 10-15 лет подряд, и тех, кто устраивал по четыре-пять ДТП ежегодно!

Теперь неразбериху прекратили: отныне КБМ персонально присвоен каждому водителю, а не привязан к договору на определённое авто.

Теперь найдут по базе

Исходные КБМ рассчитали так: в РСА взяли все договоры ОСАГО, куда был вписан  конкретный водитель в период с 1 апреля 2017 года по 1 апреля 2019 года, и взяли из них наименьший КБМ. Допустим, у вас за последние два года были оформлены полисы на разные машины с коэффициентами 0,5; 0,8 и 0,9. Отныне ваш КБМ=0,5 (если, конечно, до 1 апреля страховщикам не пришлось делать выплат за совершённые вами аварии).

Величина КБМ хранится в единой базе РСА. Так что дорожным хулиганам, докатившимся до КБМ=2,45, не удастся вернуться к единице путём каких-то уловок:  чтобы снова засл у ж ить КБМ=1, им придётся проездить без единой аварии четыре года!

Ещё нюанс: раньше данные о КБМ, как повышенном, так и пониженном, сгорали через  год, если вы не ездили. Что опять-таки было несправедливо по отношению к
аккуратным водителям и оставляло лазейку для лихачей. Теперь КБМ сгорать не будет даже после долгого перерыва в вождении.

Текст: Егор Сафин

Фото: alfa-fleet.ru