Диво Дивное на Оке

359
Фото: hram-podmoklovo.ru Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово

Живя поблизости от такого архитектурного шедевра, как храм Знамения в Дубровицах, мы порой воспринимаем его наличие как должное. Однако же церковь уникальна во многих смыслах, в том числе и в изобилии каменных скульптур. Любуясь её необычным декором, немногие знают, что она не одинока в своей уникальности на подмосковной земле.

В восьмидесяти километрах к югу от Подольска, недалеко от Серпухова в селе Подмоклово возвышается храм Рождества Богородицы. Он совсем не похож на наш дубровицкий храм, он по-своему необычайно красив и примечателен, но есть и то, что их объединяет.

Село Подмоклово стоит на высоком берегу Оки. По весне, когда вода в реке разливается, местность частично подмокает. Отсюда и название села – Подмоклово. Им владел в начале XVIII века князь Григорий Фёдорович Долгоруков. Женат он был на Марии Ивановне Голицыной, двоюродной сестре князя Бориса Алексеевича Голицына, владельца усадьбы в Дубровицах.

[stextbox id=’alert’ image=’null’]Как известно, дубровицкая церковь была освящена в присутствии Петра I в феврале 1704 года. Наверное, Долгоруков по-хорошему позавидовал родственнику своей жены, сумевшему сотворить у себя такую красоту.[/stextbox]

В 1714 году он начал возводить в Подмоклово храм на собственные немалые средства и ему, вслед за Голицыным, тоже захотелось непременно заграничного шика в российской глубинке. Кроме того, Долгоруков бывал в Италии и, возможно, знал о проекте перестройки Колизея с возведением ротонды. Проект так и не был осуществлён, а план круглой церкви чудесным образом реализовался за тысячи километров от столицы Рима, в Подмоклово.

Итальянские мастера знали толк в строительстве и архитектуре и оставили много великих творений на русской земле: Московский Кремль, с его знаменитыми зубчатыми стенами, Успенским собором и Грановитой палатой, Петропавловскую крепость, Смольный собор, Зимний дворец и многое, многое другое. Но русские князья могли позволить себе роскошь не только в столичных городах. Вот и на периферии, на берегах Оки был построен храм в стиле итальянского барокко, с элементами, присущими московскому зодчеству.

В результате получился настоящий шедевр. Изящная ротонда, словно сошедшая с полотен Возрождения, была украшена аркадой и балюстрадой со скульптурными изображениями двенадцати апостолов и четырёх евангелистов. Их изваяли по западноевропейским образцам из местного известняка уже русские мастера. Храм богато декорирован резьбой по камню, лепниной и прочими архитектурными изысками.

[stextbox id=’alert’ image=’null’]Существует предание, что в храме планировалась бракосочетание Петра II с двоюродной сестрой храмосоздателя Григория Фёдоровича Долгорукова, княжной Екатериной Алексеевною Долгорукой.[/stextbox]

Но, как только он был возведён, буквально сразу, в 1722 году, вышел специальный указ священного Синода, который строго-настрого запретил украшать церкви скульптурными изваяниями. И получилось так, что наша церковь Знамения в Дубровицах и подмокловский храм стали двумя уникальными творениями не только на подмосковной земле, но и далеко за её пределами.

Полтора века спустя после строительства храма, в 1875 году в нём появилась роспись со сценами страшного суда. Среди грешников, пылающих в аду, можно было явственно разглядеть знакомое всем и каждому лицо Михаила Юрьевича Лермонтова. Конечно, классик русской литературы ангельским характером никогда не отличался и за свою короткую жизнь умудрился нажить себе массу врагов и недоброжелателей.

Однако же и такого адского поворота никто не ожидал. В прессе даже завязалась дискуссия по поводу места поэта в русской истории и «загробной жизни», а потом созрело решение просить духовенство всё-таки заменить Лермонтова другим грешником. Уже в советское время изображение сняли со стены и поместили на хранение в фондах Музея истории религии в Санкт-Петербурге. А насчёт огненных мучений Михаила Юрьевича в селе Подмоклово бытует легенда, что это такая изощрённая месть одного из последующих владельцев усадьбы, Васильчикова, за оскорбления, нанесённые в своё время знаменитым поэтом роду Васильчиковых.

Увы, течение времени не сберегло для нас остальные постройки усадьбы в Подмоклово. Единственное, что ещё можно разглядеть – это руины флигеля господского дома, заросшие пруды и остатки парка. Но сохранилось главное – итальянская церковь-ротонда. И обрусела она окончательно, когда через бурный XX век прошла традиционным путём многострадальных русских церквей: сначала её в 1937 году закрыли, а потом использовали под зернохранилище. осковной земле, но и далеко за её пределами.

С церковью Рождества Богородицы в Подмоклово связана ещё одна любопытная история. Полтора века спустя после строительства храма, в 1875 году в нём появилась роспись со сценами страшного суда.

[stextbox id=’alert’ image=’null’]Среди грешников, пылающих в аду, можно было явственно разглядеть знакомое всем и каждому лицо Михаила Юрьевича Лермонтова. Конечно, классик русской литературы ангельским характером никогда не отличался и за свою короткую жизнь умудрился нажить себе массу врагов и недоброжелателей. Однако же и такого адского поворота никто не ожидал.[/stextbox]

В прессе даже завязалась дискуссия по поводу места поэта в русской истории и «загробной жизни», а потом созрело решение просить духовенство всё-таки заменить Лермонтова другим грешником. Уже в советское время изображение сняли со стены и поместили на хранение в фондах Музея истории религии в Санкт-Петербурге. А насчёт огненных мучений Михаила Юрьевича в селе Подмоклово бытует легенда, что это такая изощрённая месть одного из последующих владельцев усадьбы, Васильчикова, за оскорбления, нанесённые в своё время знаменитым поэтом роду Васильчиковых.

Увы, течение времени не сберегло для нас остальные постройки усадьбы в Подмоклово. Единственное, что ещё можно разглядеть – это руины флигеля господского дома, заросшие пруды и остатки парка. Но сохранилось главное – итальянская церковь-ротонда. И обрусела она окончательно, когда через бурный XX век прошла традиционным путём многострадальных русских церквей: сначала её в 1937 году закрыли, а потом использовали под зернохранилище.

Только в 1992 году её передали Русской православной церкви, а через год начались богослужения. Ремонтные работы в храме от недостатка финансирования проводились в несколько этапов. Кроме того, скульптурные изображения, подальше от разрушительных сил ветра, снега, дождя и особенно вандалов разместили в самом храме, а на балюстраду поставили копии.

[stextbox id=’alert’ image=’null’]Уже несколько лет подряд по инициативе настоятеля храма и его дочери, выпускницы Московской консерватории, в Подмоклово проходят музыкальные фестивали. [/stextbox]

Под сводами ротонды на открытом воздухе звучит классическая музыка. Она доступна для всех желающих. Слияние божественной архитектуры, музыки и природы привлекает сюда, на берега Оки, большое число участников-исполнителей и слушателей. Ведь не зря говорится: «Свято место пусто не бывает».

Ну, а мы, мысленно насладившись концертом под открытым небом, вкусив истории и современности, перенесёмся обратно в Подольск, к нашему храму Знамения в Дубровицах, теперь точно зная о том, что он не одинок в своей уникальности на подмосковной земле.

Текст: Жанна Камлюк