3 ноября в историко – мемориальном музее –заповеднике «Подолье» в Доме Морозовых прошла новая авторская программа «Знаменитые художники, творившие на подольской земле». Об этом сообщает пресс-служба администрации Городского округа Подольск.
В рамках общероссийской акции «Ночь искусств» автор программы старший научный сотрудник музея Татьяна Монахо
Усадьбы, располагавшиеся в Подольском уезде стали «обитателями муз и вдохновенья» для многих знаменитых художников Серебряного века.
Очарованье русского пейзажа
— Усадьба Дугино (ныне Мещерин
В декабре 1903 года Игорь Грабарь на художественной выставке познакомился с художником Нико
Усадьба находилась в двадцати восьми верстах от Москвы на высоком холме, с которого открывались живописные виды на окрестные деревни и русло реки Пахры. Грабарь ехал в Дугино на санях по снежной дороге и, восхищаясь видами, подумал: «Вот она, типичная подмосковная природа!».
Художнику не терпелось писать этюды пейзажей.
Здесь он писал зимние, а затем и весенние этюды усадьбы и ее окрестностей — Чурилково, которую прозвал шутливо Чурилкендорф, Комкино,
Дугинский период своей жизни Грабарь оценивал так: «Конечно, я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из дугинских аборигенов. Эти 13 лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной, и в значительной степени в музейной».
— Наиболее интересными картинами, написанными в Дугино импрессионистический период творчества Грабаря можно назвать «Утренний чай», «За самоваром», «Хризантемы», «Морозное утро» и другие, — поясняет Татьяна Монахова.
Игорь Эммануилович Грабарь намного пережил своего друга. В 1916 году Николай Мещерин умер, когда ему было пятьдесят два года. Художника похоронили недалеко от усадьбы Дугино — в Лукинском Крестовоздвиженско
Два лета в усадьбе Меньшово
— Еще один уголок Подольского уезда связан с именем знаменитого художника. Это усадьба Меньшово, расположенной неподалеку от Климовска, которая на два лета, в 1885 и 1886 годах, стала пристанищем известного художника Василия Поленова, — говорит Татьяна Геннадьевна.
До своей усадьбы художник сначала добирался на поезде. Выходил на станции Климовка (с 1903 года — Гривно), а затем на извозчике ехал в Меньшово.
Именно в Подольском уезде он делает зарисовки к своей знаменитой работе «Христос и грешница», рисует очень много сюжетов, навеянные местной природой. Много работ он создал на подольской земле.
На станции Климовка было почтовое отделение, откуда Поленов отправляет несколько писем родственникам и, в первую очередь, своей жене Наталье Васильевне. В одном из писем он как раз и пишет, что «местность замечательная, зеленая, дорога на Юшино или Юдино, гораздо лучше даже, чем на Подольск. И вообще станция Климовка очень симпатичная».
На даче семью живописца часто посещала сестра Василия Поленова Елена Дмитриевна. Она сама была незаурядным художником. Здесь, в Меньшове Поленова работала над эскизами костюмов к опере «Снегурочка», премьера которой состоялась в русской частной опере С.И. Мамонтова. Бывал в Меньшове и сам Савва Иванович вместе со своей женой Елизаветой Григорьевной и дочками Александрой и Верой — той самой «Девочкой с персиками». Именно она позировала создателю этой знаменитой картины Валентину Серову.
И если бы не трагические события в жизни семьи Поленова, возможно он остался в усадьбе Меньшово навсегда. В июле 1886 года внезапно заболел сын художника — Федя. Врачи не смоги ничем помочь. Мальчик умер 6 августа. Только после его смерти был поставлен диагноз – дизентерия. С тех пор Поленовы в усадьбу больше
Только в конце августа 1887 года, проезжая мимо станции Климовка в Крым, Василий Дмитриевич писал жене:
«… Проезжая мимо дороги, ведущей в Меньшово, живо мне вспомнилось два лета, проведённые там: первое – такое счастливое, и второе – такое печальное. Вспомнилось, как мы в первый раз ехали под страшной грозой и градом».
Из Ивановское в Дубровицы
— Самый, пожалуй, известным художником, который не только побывал, но и жил в Подольске на ул. Зеленовской был Виктор Борисов – Мусатов, — рассказывает Татьяна Монахова.
Весной 1903 года художник женится, а в декабре Мусатовы переезжают из Саратова в Подольск, поближе к Москве и Петербургу. В этот период он не только писал пейзажи, а также занимался монументальной живописью. Работы Борисова-Мусатова приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным.
— Чтобы хоть немного поддержать художника, его знакомый Валерий Брюсов заказал ему в начале 1904 года оформление одного альманаха «Северные цветы», над которым Борисов-Мусатов работал в Подольске, — отмечает Татьяна Геннадьевна.
По словам автора программы, любимыми местами художника в Подольске и его окрестностях были усадьбы Ивановское и Дубровицы. Он часто гулял в усадебном парке, заходил в гости к хозяевам, иногда останавливался на несколько дней, и конечно рисовал и парк, и усадьбу.
В Подольске им написаны эскизы «Ломоносов читает сонет Екатерине II», «Девушки, застигнутые грозой», «Ветви плакучей березы и ивы». Но работы его не покупают.
Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств.
Со временем его работы получают известность не только в России, но и за границей, успешно экспонируются в городах Германии и Франции. Художника все более влечет монументальная живопись. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям.
Последней работой художника стала акварель «Реквием» в память об умершем 1905 году друге – Надежде Станюкович. Не смотря на то, что художник уже в это врем не жил в Подольске, некоторые исследователи считают, что в «Реквиеме» использованы зарисовки, сделанные Виктором Борисовым-Мусатовым в Подольске.
Говорят зрители.
Елена Назарова, микрорайон Шепчинки:
— Для меня было интересно, что тема художников Серебряного века представлена широко: показаны их современники, работы и личности художников. Получила стимул для реализации своих интересов дальше — читать, смотреть, слушать!
Вера и Владимир Куликовы, микрорайон Кузнечики
— Пришли специально сюда на Ночь искусств. Были приятно удивлен, сколько интересного в музее. Здорово! Рассказ о художниках понравился и детям, и взрослым. Хотим отметить творческое отношение коллектива к работе.
Наталья Свиридова, Городской округ Подольск
— Авторам и создателям такой интересной программы — огромная
Ирина Смирнова, МАУ «Медиацентр»