Каждый год в деревеньку вблизи Свято-Троицкой Сергиевой лавры съезжаются со всей России девушки, чтобы подыскать себе мужа среди семинаристов. Они селятся у местных старушек и в течение нескольких недель помогают им по хозяйству, ходят за водой и за продуктами в магазин. Чаще всего именно старушки и знакомят невест с семинаристами.
В третий раз на поиски своей судьбы сюда приезжает Вика из Подольска.
— Чтобы сойтись с семинаристом, нужно приложить много усилий, — делится впечатлениями весьма непосредственная девушка. — Моя хозяйка шепнула про меня словечко одному отроку. Мы пару раз встретились в деревне. Я начала исправно посещать службы в местной церкви. Через три недели он решил познакомить меня со своим духовным отцом. Батюшка задавал мне вопросы о моей семье, о взглядах на жизнь. А под конец беседы неожиданно спросил: «А с мужчинами зналась?» Я возьми и признайся, как на исповеди: «Грешна, батюшка!..» Больше мы не встречались.
Рассказав невеселую для нее историю, Вика принялась меня уговаривать: помоги, мол, познакомиться с отроком. Я согласилась. По узкой тропе мы пошли к семинарии. Около корпуса увидели девушку. Она без конца поглядывала на часы.
— Привет, — поздоровалась Вика. — Своего ждешь? Правильно, не зевай, а то уведут… Девушка посмотрела ласково на Вику, улыбнулась:
— Я к мужу приехала. Сейчас экзамен у него…
— Так вы что, уже матушка? — с восхищением спросила моя приятельница.
— Три месяца назад поженились. Матушка…
Для мирского человека это слово звучит как-то странно, когда речь идет о молодой женщине. Но порядок есть порядок, поэтому, сколько бы ни было лет жене священника, она — матушка.
Из корпуса вышло несколько семинаристов. Один из них подбежал к нашей знакомой и радостно сообщил:
-С Божией помощью сдал экзамен!
— Повезло ей, — грустно протянула Вика. — Матушка…
Вдруг мы увидели высокого, красивого мужчину в рясе. Я смотрю на Вику, она кивает головой. Дальше действуем по плану. У меня как бы нечаянно падает сумка, и ее содержимое летит к ногам незнакомца. Вика начинает собирать вещи. Красавец тоже помогает. Мы познакомились. Диакон Павел любезно пригласил нас на чай.
— Пошли отсюда, — обречено вздыхает девушка, — опять не повезло. — Что случилось? — недоумеваю я.
— Он посвящен в диаконы. Значит, женат!
— Подожди, давай поговорим с ним, узнаем о семейной жизни духовенства…
Из рассказа диакона Павла мы узнали, что не каждый служитель религиозного культа имеет право на создание семьи. В православии духовенство делится на черное — монашество и белое — священники, диаконы. Монашествующие полностью посвящают себя служению Богу, отказываясь от личной, интимной жизни. Вторые имеют право на брак и наряду с основным своим предназначением занимаются семьей. Только вот достичь высших ступеней церковной иерархии они уже не смогут.
— А как же вы с девушками знакомитесь? — спрашиваю я. — Это уж как Господь распорядится! — улыбается диакон. А ты что, серьезно замуж за священника собралась?
— Да, — покраснела Вика.
— А сможешь жить по церковным законам? Наши женщины не должны курить, носить брюки, коротко стричься и ярко краситься…
Да уж, не легко придется девчонке. Современная матушка вполне может вести мирскую жизнь, делать карьеру и даже заниматься бизнесом, но жить она должна по-церковному.
Не будет ведь жена во время постов готовить себе еду отдельно от мужа. К тому же в этот период рекомендуется воздержание от интимных отношений. А если сложить четыре поста — Великий, Петровский, Успенский и Рождественский плюс среда и пятница каждой недели и некоторые праздники, например Троицу, то получится около полугода…
Из этого выходит, что своих многочисленных детей батюшки зачинают в те дни, на которые не выпадает пост или Божественная литургия. Кроме того, Церковь против искусственных предохранений. Аборт и некоторые виды контрацепции считаются своего рода убийством будущего человека. Поэтому семьи священников часто многочисленны, и на воспитание детей у них уходит немало времени.
— Ну, если не понравится, развестись же можно, — прервала мои мысли Вика. — Конечно, развестись можно. Но второй брак для священника недопустим, поэтому жен мы выбираем с большой осторожностью.
Часто советчиком в этом деле выступает духовный отец. Поэтому браки у священнослужителей всегда крепкие. Иногда девушки, избранницы семинаристов, обманывают и жениха, и духовного отца.
— Около года назад один семинарист женился. И уже будучи посвященным в диаконы, узнал о том, что у его жены есть ребенок. Он отказался от интимных отношений с ней и живет только как с сестрой. Есть еще одна проблема, — говорит диакон Павел. —
Даже в случае преждевременной смерти жены из-за болезни или несчастного случая священник не может заключить повторный брак и остается один. Для многих это драма. Ведь если он женится во второй раз, то станет расстригой. Говорят, таким людям в миру не везет, им тяжело приспособиться к обычной жизни.
За беседой не заметили, как пролетели два часа. Мы попрощались и пошли на электричку.
…Вика мне позвонила через три месяца. Ей удалось все-таки познакомиться с семинаристом.
— Я влюбилась по уши, — кричала она в трубку. — Он мне уже предложение сделал…
Текст: Инга Рябинина