Становимся сильнее и мудрее

451

В сентябре 2020 года студия английского языка «Диалог» отметит 10-летний юбилей. Мы побеседовали с директором и преподавателем английского языка подольского Центра дополнительного образования студии «Диалог» Еленой Полуэктовой, которая рассказала, что в период режима самоизоляции обучение продолжается с полной отдачей, хотя и перешло в онлайн-режим. Мы поговорили о важности изучения иностранных языков, почему это ценно для современного человека и почему английский язык невозможно выучить ни за год, ни за 16 часов

Не расслабляться

Елена Полуэктова преподает иностранный язык практически 30 лет, начинала в институте. Проводить занятия в режиме онлайн она попробовала впервые буквально в прошлом месяце: – Я всегда была максимально далека от технологий и относилась к компьютерам настороженно, – рассказывает Елена Вениаминовна. – Но поневоле мне, как и многим, пришлось столкнуться с этим вплотную. Какие-то функции, безусловно, я до сих пор делать не умею, но в целом переход на дистанционное образование не был для меня слишком уж болезненным. Общение с живым учителем, конечно, ничто никогда не заменит, но в текущей ситуации мы вынуждены находить компромиссные решения. Расслабляться нельзя. Я всегда говорю ребятам, что у нас огромная страна, и есть много возможностей, но нужно учиться, чтобы открыть перед собой как можно больше путей. Учиться надо в любой форме. Несмотря на все недостатки, работать в дистанционном режиме можно и нужно. Вероятно, впоследствии у нас будет комбинированный вид обучения.

Нагрузка увеличилась

Нельзя сказать, что глобально мы «прокололись» с дистанционным обучением, но стоит признать, что в масштабах страны мы оказались, конечно, к этому не очень готовы. Многие не могут сейчас же побежать в магазин, чтобы купить камеру и микрофон, поэтому обходятся тем техническим минимумом, который у них есть. Когда происходят какие-то проблемы, всегда есть телефон, чтобы обсудить. Мы должны слышать друг друга, чтобы иметь эффект от нашего взаимодействия и сотрудничества. В моем ежедневном распорядке произошли колоссальные перемены. Пришлось добавить много личного времени к проведению онлайн-занятий. Интернет-связь не всегда бывает хорошей, приходится часто переспрашивать, подключаться заново, некоторые дети опаздывают к началу урока из-за технических проблем. Например, процесс чтения «по цепочке» занимает намного больше времени, чем раньше. Каждый день теперь у меня включены два ноутбука и все время открыт «WhatsApp» на телефоне. Нагрузка сильно увеличилась. Школьные учителя загружены еще больше, а я все же отношусь к сфере дополнительного образования. В основном я занимаюсь с учениками средней школы – это дети со 2-го по 8-й классы.

Подойти и обнять

Определенно видно, что те ребята, кто привык учиться и работать – продолжают это делать также успешно, как и раньше, несмотря ни на что. Некоторые занимаются под присмотром родителей и это тоже добавляет дисциплинированности – ребенок полностью фокусируется на занятии. На самом деле, я очень скучаю по нашим урокам. В процессе дистанционного обучения не хватает, безусловно, живого человеческого общения, к которому мы привыкли. Раньше, когда завершалось занятие, дети могли подойти ко мне, обнять или задать вопросы. И этих ощущений, невербального общения реально теперь не хватает. Я, конечно, вижу детей на экране монитора, и некоторая эмоциональная память восстанавливается, и общая картина дорисовывается, и наши связи с каждым уроком крепнут. А еще не хватает доски…

Учеба – это труд

В каком бы формате учеба не происходила – это в первую очередь труд, а не игра. Даже сейчас, когда мы находимся дома, все равно нужно отвлечься от того, что тебе нравится больше, включить компьютер, запустить онлайн-программу, подключиться к группе и погрузиться в занятие. Это дисциплинирует, и когда дети так делают регулярно, они меня очень радуют. Сидя дома, когда не хватает воздуха и движения, они все равно трудятся. И это не пройдет бесследно. Иногда семьи, испытывающие трудности с финансами, все же находят средства и возможности отправить ребенка на дополнительное обучение. И это достойно уважения. Есть другие семьи, в которых ценность обучения, к сожалению, не стоит на первом месте. Они считают, что в такое сложное время можно пожертвовать образованием. У всех разные приоритеты. Я считаю, что всем ребятам, которые продолжают учиться онлайн, мы должны сказать большое спасибо, потому что они выдержали это испытание.

Расширение границ

Изучение английского языка – это в некотором смысле процесс эфемерный. Здесь не будет вышитой картины или собранной модели самолета. Это нечто неосязаемое – то, что понимается со временем и имеет отложенный результат. И если не добраться до определенной «несгораемой суммы», как в викторине, то можно никогда и не ощутить этой ценности.

Помимо английского языка ребятам всегда хочется много чего еще дать – рассказать о культуре, об ином восприятии мира и поделиться впечатлениями. Воображение у детей сейчас развито слабо. Упражнения на составление предложений даются им с большим трудом. В таких случаях я советую открыть словарь, взять несколько слов оттуда и попробовать составить из них предложение. Ничего страшного в этом нет – нужно пробовать, ошибаться и экспериментировать. Иначе жить вообще будет не интересно, а мир, в котором мы живем, вдруг покажется плоским и искаженным в своей неполноте.

Домашнее задание

Есть языковые конструкции и правила, которые невозможно объяснить, они должны быть вызубрены. Со временем вы поймете, как оно работает. Я бы сказала, что так вырабатывается «лингвистическая чуйка». Даже самые элементарные упражнения, которые задаются нужны для, того чтобы еще раз увидеть, как и где они применяются. Из текста – как растение из земли – высасывайте все соки.

Домашнее задание дано не потому, что учитель хочет занять вас работой, а потому что надо продолжать обучаться еще и дома. Прочитать сто раз? Значит, нужно прочитать. Выучить правило? Значит, выучить. Это дается во благо. Зная правила – неважно, в русском или английском языке, в физике или в математике, вы всегда будете делать правильно. Для многих самое страшное задание – это найти ошибки, потому что ребята их просто не видят и делают сами.

Некоторые считают, что помочь могут только учебники, изданные зарубежными издательствами Cambridge или Oxford – такие замечательные, хорошо иллюстрированные широкоформатные книги, в большинстве из которых я ничего рационального не вижу вообще. Там есть интересные тексты и задания, но не более того. Нужно уметь работать по любому учебнику.

Я понимаю, что к языку времен Шекспира или Чосера мы не вернемся, но какую-то достойную грамотность все равно нужно соблюдать. Хотя бы на среднем уровне. Нельзя все упростить. На занятиях мы выстраиваем «скелет», на который потом в течение всей жизни будет нарастать «мясцо», но не пройдя азов, нельзя двигаться дальше.

Зачем читать?

Я призываю детей больше читать, чтобы научиться ощущать тонкости иностранного языка. Изучение второго языка – это своеобразное подспорье для развития лучшего лингвистического восприятия собственного языка. Чтение неразрывно связано с транскрипцией и правилами. Все классически мыслящие преподаватели прибегали к этому методу, потому что на слух мы часто слышим слова по-своему.

Я сторонник классического варианта образования, когда нужно ребенку объяснить, как все происходит, показать алгоритм действий, при котором английский язык работает. Дети иногда выдают свои творческие варианты, но я прошу их сначала анализировать контекстуальную ситуацию.

Чтение на языке – это вообще особая статья удовольствия, которую, к сожалению, многие вряд ли постигнут. Тем не менее, я все равно стараюсь давать на занятиях рассказы, стихи или целые небольшие произведения. Ритмика речи познается в стихах. Дети иногда не чувствуют, как расставлять ударения в предложениях. Многие читают как роботы – тумблер включил и пошло чтение, слова прочитываются по отдельности, эмоций нет, все на одной монотонной ноте. При чтении есть возможность сделать остановку, перевести, подумать и наконец понять, что хотел донести автор. Увидеть игру рифм… а у каждого автора свой уникальный стиль. Жаль, что на это просто не остается времени.

Английский за год

Все, конечно, зависит от вашей цели. Может, вам требуется просто выучить 2000 слов, начиная с наименований цветов и цифр? Или вы хотите овладеть элементарным пониманием времен и научиться говорить на определенную тему, например, о путешествиях и туризме? Тогда это достижимая цель за этот период времени. И заметьте, что вас предупреждают на курсах, что результат возможен только при вашей полной вовлеченности и выполнении домашнего задания, включая, ежедневное повторение слов – с утра до вечера.

Чтобы сделать качественный прыжок, его нужно делать от чего-то. И если вы прыгаете с пола, от «нуля», то как бы хорошо не подпрыгнули, прыжок все равно не будет существенным – условно, до академического уровня или уровня свободного владения английский языком вы не дотянетесь. Если за год обещают большой результат, это просто означает, что работа пойдет не с азов и алфавита, а с другого ключевого момента. И тогда вы прыгните выше.

Например, в передаче «Полиглот» по телевизору обещают английский язык за 16 часов. Ну люди… Почему мы все тогда не разговариваем на английском языке? Ведь у нас в сутках есть 16 часов. Мы бы могли, в таком случае, изучить все языки мира, потратив на изучение каждого по 16 часов: сегодня английский, через неделю – китайский, а в результате – каша в голове и язык племени «Тумба-Юмба». Надо учитывать еще, кто участвует в этой передаче. Артисты и медийные личности, у которых память, как минимум, развита и работает лучше, чем у многих других. Им, скорее всего, и не требуется по 100 раз повторять конструкцию: «What is your name?», чтобы запомнить, что она переводится «Как тебя зовут?» Просто сделайте вывод.

Проверка на прочность

Для многих текущая ситуация оказалась переломной и высветила, кто на что способен. Люди пытаются выжить, как в притче про лягушку, которая выбралась из кувшина благодаря тому, что самостоятельно взбила лапками из молока масло. Мы все проходим проверку на прочность – либо потонем, либо продолжим жить как нормальные цивилизованные люди, у которых случилась нештатная, опасная ситуация, но которые справились с ней. Мы сейчас проверяемся еще и на «пофигизм». А «пофигистов» оказалось много. Я имею в виду не только тех, кто отказался носить маски в общественных местах, но и тех, кто сказал: «Все, нас нет, мы «в домике», и ничего больше делать не будем». Многое изменилось и еще изменится. Технический прогресс, конечно, тоже в чем-то нас разбаловал. У некоторых, видимо, есть ощущение, что «нажмешь на кнопку – получишь результат». Вот только задумайтесь, какой будет результат, если вы сами не вкладываетесь в работу? Всем, кто учится и работает над собой, хочу пожелать только успехов, терпения и здоровья. Мы все преодолеем и станем сильнее.

МАУ «Медиацентр»