Мода сквозь века

2250

Подольск во второй половине XIX века, после прокладки здесь в 1866 году железной дороги, начал бурно развиваться.

Сроились новые заводы и фабрики, росло население, многие крестьяне приезжали в город на заработки. Все это способствовало росту влияния городской культуры на традиционный крестьянский уклад, в том числе и на народный костюм.

Модистка и белошвейка

В 1992 году у жительницы села Спас-Купля Подольского района (ныне территория Новой Москвы) Марии Ивановны Евдокимовой (1894 г.р.) была обнаружена уникальная коллекция этнографических костюмов. Раньше это старейшее село было очень большим. В нем были клуб, мельница, две церкви, школа. Оно принадлежало помещику Ломтеву Николаю Васильевичу и выделялось высоким уровнем культуры.

Евдокимова была женой управляющего поместьем и местной законодательницей мод, недаром в селе ее называли «модисткой и белошвейкой».

Семья Евдокимовых была зажиточной. Когда Мария Ивановна выходила замуж, в приданое за ней дали «три сундука добра». До сих пор в доме Евдокимовых стоит один из этих сундуков. На его крышке приклеены вырезки из модных журналов с выкройками городских платьев и фасонов тех лет. В хозяйстве имелась ножная швейная машинка компании «Зингер», фарфор, самовар и граммофон. Именно на машинке «Зингер» она шила наряды «на городской манер» для себя и принимала заказы от местных крестьянских модниц, не желающих одеваться по-простому, по-деревенски.

Платья из ситца

Все успевала хозяйка: и большую семью накормить (в семье было шестеро детей), и в поле поработать, а по ночам строчила модные кофты-баски и юбки с оборками. Мария Ивановна умела не только шить, но и плела кружева на коклюшках, вышивала крестом и вязала крючком.

Первый сарафан из коллекции сшит из белоземельного (отбеленного) сатина, по всей окружности наряда заложены мелкие складочки. Отделка выполнена кумачом. Застегивается сарафан сбоку на пуговицу, подол подбит клетчатой тканью и черной тесьмой. Второй сарафан – из сатина темно-синего цвета с маленькими алыми цветочками.

Со временем ситец стал продаваться по доступным для крестьянок ценам, вскоре они перестали заниматься прядением и ткачеством: проще купить модный и недорогой ситец, чем сидеть за ткацким станком.

Постепенно меняются не только материалы, но и крой крестьянской одежды. Женщины не желают одеваться по-старому, городская мода проникает в села и деревни, что объясняется близостью Москвы и Подольска. Поэтому под сарафан-шубку крестьянки стали надевать яркие ситцевые рубашки с широкими рукавами – «рукава». Головы повязывали пестрыми ситцевыми платками. Следует отметить, что в Подольске уже в 1787 году работало 19 полотняных, одна бумажная и две шелковые фабрики. На шелковой фабрике изготовлялись платки.

Естественно, что с ростом города количество фабрик увеличилось, цены на ткани фабричного производства стали доступны для крестьян. Показателем богатства, достатка и некоего щегольства в крестьянской среде являлась обувь. Крестьянские женщины старались заработать на модные сапожки, для этого они плели кружева на продажу.

Газета «Местные вести» № 14 от 16 апреля 2021
Ирина Владимирова
Использованы материалы из книги М. В. Матейко (Подольск) «Русский традиционный костюм Подольского района Московской области (конец XIX – начало XX в.)»